МЫ СЕБЯ НЕ РЕКЛАМИРУЕМ - МЫ О СЕБЕ ЗАЯВЛЯЕМ!

Советы психолога: Приёмы успешной работы

(Фотограф: Н. Демидова, на фото - ученица 3"Б" класса нашей школы
Анна Суханова)

















Родители обращаются к школьному психологу с самыми разными проблемами: «Почему ребенок лжет?». «Дочь начала красть деньги. Что делать?». «Сын-подросток все свободное время проводит за компьютером. Хорошо ли это?». «Моему ребенку скоро семь лет, но он очень неусидчив, с трудом удерживает внимание. Отдавать ли его в школу в этом году?» и многое другое. Но есть вопрос, который не безразличен родителям любого школьника: «Как сделать так, чтобы ребенок хотел и мог учиться?». Поэтому давайте поговорим о приемах успешной учебы.



Прежде всего, родители должны знать, что желание учиться вызвать силой нельзя, но его можно воспитывать и стимулировать. Одобрение или осуждение учебных результатов ребенка родители нередко выражают в вознаграждениях или наказаниях. Действуют эти способы, как правило, в начале подросткового возраста. Стремление ребенка приобрести желаемую вещь (или поехать куда-то) часто оказывается действенным стимулом, но это весьма примитивное средство, с помощью которого можно повысить уровень прилежания ненадолго и лишь у инфантильного ребенка.

Желательно, чтобы подростка стимулировали не стремление к награде, не боязнь наказания, а внутренние нравственные установки. Наказания за учебные неудачи – большая ошибка, особенно если возникают вопреки всем усилиям ребенка.

Наказания не помогают стать восприимчивее, прилежнее или умнее, наоборот, они приводят к равнодушию и упрямству. Значительно в большей степени приближает нас к цели планомерный, последовательный, деловой, но не унизительный контроль.

К работе и учебе стимулирует также чувство долга, которое должно воспитываться у ребенка с раннего возраста. Очень часто сознание ответственности за свою семью и за свое будущее становится серьезным стимулом. Многие подростки довольно рано начинают понимать, что подлинными признаками желаемого для них ощущения взрослости являются не бездумное подражание поведению взрослых и тем более не курение, потребление алкогольных напитков и позднее возвращение домой, а чувство ответственности, долга по отношению к сем

ье, своим товарищам, к самому себе. Вместе с тем такие подростки понимают, что учение – это не только благородное соперничество с товарищами по классу, не только новая форма самоутверждения, проба сил и тем более не погоня за отметками, а наиболее эффективный способ получить знания, профессиональное образование, которое представляет ценность как для семьи, так и для общества.

Добиться общественного признания, материальных, духовных, нравственных благ – задача очень привлекательная, и выполнить ее можно единственным путем: успешным учением. Таким образом, серьезным стимулом к учебе является подготовка к желаемой или уже выбранной профессии.

Радость завтрашнего дня уже не измерить крупными или малыми «вознаграждениями». Успех можно планировать, только опираясь на перспективы дальнейшей судьбы подростка. По мере становления самостоятельности подросток все больше стремится к тому уровню, который он сам для себя определил, а это уже признак формирования взрослости.

В человеке можно развить почти любую способность, воспитать все без исключения качества необходимые ребенку для учебы. Можно выработать ассоциативное мышление, с помощью которого достигается больший динамизм воспроизведения полученных знаний, большая гибкость ума. Можно развить и память, ее объем, точность запоминания. Но они могут ослабнуть, если их не тренировать, подобно тому, как атрофируется мышца, если она не работает.

Наверно, было бы хорошо, если бы родители, помогая подросткам в учебе, могли бы дать такие советы, которые были бы пригодны во всех случаях. К сожалению, таких советов дать невозможно. Универсальных приемов не существует. Каждый человек вырабатывает индивидуальные методы учебы, и если какой-то из них успешно используется одним, то это не означает, что он приведет к такому же результату другого.

Например, подростки, обладающие повышенными аудиальными способностями ( лучше воспринимающие на слух), должны читать изучаемый материал вслух самим себе. Они способны концентрировать свое внимание скорее на слуховых раздражителях, и поэтому их внимание сильнее всего отвлекают звуки. Как правило, они учат влух, в одиночестве, чтобы им не мешали.

Дети с визуальной (зрительной) памятью менее восприимчивы к звуковым раздражителям. Их внимание рассеивается в зрительно разнообразном, большом помещении. Если они занимаются у окна, то их внимание постоянно привлекает все происходящее на улице. Как правило, эти учащиеся знают такую свою особенность и поэтому во время занятий стараются не отвлекаться от книги, опускают на окнах занавеси или садятся лицом к стене.

Дети с двигательной (кинетической) памятью хорошо запоминают движения и, как правило, обладают склонностью к точному их воспроизведению. Они лучше, чем другие, усваивают рабочие операции, танцевальные движения, спортивные упражнения, то есть все умения, которые требуют ловкости.

Однако надо знать, что абсолютно "чистых" типов восприятия не существует. Память будет тем надежнее, чем больше типов восприятия в ней участвует. Из этого следует, что в процессе учебы нельзя пренебрегать ни одним из них. Нельзя успокаивать себя тем, что ребенок хорошо воспринимает на слух объяснения учителя, - поэтому, мол, ему можно дома не читать текст. Напротив, надо рассуждать так: ребенок в основном относится к аудиальному типу, поэтому он должен стараться как можно внимательнее слушать объяснения учителя, ничего не пропускать из его слов, а дома прочитывать текст учебника и в процессе чтения совмещать отдельные моменты книжного материала с объяснением учителя в классе. Таким образом, одновременно включаются аудиальные и визуальные разделы памяти. Если же воспроизводить учебный материал еще и вслух, то с помощью включения двигательных органов речи в восприятии участвует и кинетический элемент. В процессе усвоения знаний принимают участие, конечно, не только органы зрения и слуха, но и другие органы чувств.

Учеба – это умственная работа. Ее выполнение связано с усталостью. Учебные занятия умственно уставшего человека нерезультативны. Перед учебой и во время нее надо "освежать" физические силы. Для этого существует много способов, которые может применять каждый подросток индивидуально для себя. Но их обязательной, общей чертой является отключение от умственной работы. Это может быть прогулка или игра (желательно на свежем воздухе), отдых на диване или беседа. Полезны активные виды отдыха, например ручной труд, работа по дому, занятия спортом, музыкой. Однако во всех видах отдыха надо следить за тем, чтобы отключение или переключение не было слишком продолжительным, чтобы вновь не устать к тому моменту, когда надо вернуться к учебе. Наиболее подходящая продолжительность времени для отдыха в зависимости от степени усталости - от 5 до 20 минут.

На распределение времени для домашних занятий влияет школьное расписание уроков. В отдельные дни школьнику надо заниматься больше, т. к. в расписание включено много теоретических предметов. Поэтому многие дети учатся по принципу: один день больше, другой – меньше. Другие поступают правильно: составляют для себя учебный план. Основой такого плана является принцип: каждый урок следует учить по меньшей мере дважды. Первый раз – в тот день, когда он был задан (учащийся еще помнит объяснение учителя), второй раз – в день, предшествующий ответу, написанию сочинения или другой письменной работы. Благодаря этому задание повторяется и лучше запоминается. Прочность усвоения знаний зависит в основном от числа повторений учебного материала.

Небезразличен и порядок изучения материала. Лучше начинать с предмета, который для данного учащегося является наиболее легким. Так значительно быстрее можно войти в рабочее состояние, и при переходе к более сложным предметам внимание будет устойчивее, надежнее, ускорится понимание и усвоение, будет хорошо работать память. После трудных предметов надо снова перейти к более легким. Этот период надо подготовить так, чтобы приступить к нему с чувством завершенности какой-то конкретной работы. После выполнения задания надо сделать перерыв для переключения. Бывает, что ученик долго мучится над какой-нибудь задачей (например, по алгебре) и все безуспешно. В таких случаях после отдыха рекомендуется снова вернуться к ней. За 8-10 минут перерыва решение как бы "вызревает", и случается так, что после третьей-четвертой попытки ребенок обнаруживает, к своему удивлению, на какой простой и легкой задаче он споткнулся.

Так же многократно следует возвращаться к тем урокам, которые требуют заучивания наизусть. Если, например, надо выучить стихотворение, то домашнее задание лучше начинать именно с него. Вначале следует хорошо познакомиться с текстом, попробовать воспроизвести наизусть отдельные строки, выражения. Потом стихотворение надо отложить. Но книгу следует держать рядом, открытой, чтобы можно было периодически возвращаться к стихотворению как бы для отдыха. Таким образом, в течение трехчасового рабочего времени можно возвращаться к стихотворению 4-5 раз. С удивлением ребенок вдруг обнаруживает, что без особых усилий стихотворение почти выучено. Такой метод приемлем и для запоминания прозаических отрывков, иностранного текста, новых слов, различных определений и т.п.

Существует распространенное у школьников мнение, что готовить надо вначале письменные задания и только потом – устные. В результате на приготовление письменных уроков уходит неоправданно много времени и усилий. А между тем с ними было бы легче справиться, ели предварительно выучить связанный с ними устный материал. Например, перед тем как делать письменное задание по иностранному языку – перевод, - неплохо было бы сначала устно подготовить связанный с ним лексический материал. Очевидно, что перед тем, как переводить, надо знать слова, которые будут встречаться, выучить грамматику. Поэтому лучше начинать с устного изучения. Таким образом, надо делить задания не на устные и письменные, а на выполнение уроков по предметам!

Изучаемый материал можно членить и внутри каждого предмета, чтобы облегчить его запоминание. Известно, что исторические даты обычно учат словарным методом, дату и связанное с ней событие запоминают по принципу прямой и обратной связи: запоминаем дату – рассказываем связанное с ней событие, рассказываем событие – запоминаем дату.

Сгруппированные или взаимосвязанные знания образуют определенную систему, элементы которой соединяются друг с другом, как звенья в цепи: за какое бы звено ни взяться, можно вытащить всю цепь.

Мерилом полноценного усвоения знаний является степень готовности к их воспроизведению, т.е. с какой скоростью и в какой мере учащийся может воссоздать составные части этих знаний, насколько точно и уверенно может применить их на практике. В процессе обучения формируется мышление, усиливается внимание, улучшается память, обогащается воображение, развиваются ассоциативные способности, скорость и точность воспроизведения. Эти свойства способствуют формированию качеств, характерных для образованного человека, таких, как многосторонность интересов, способность понимать события, происходящие в мире, готовность к изучению обязательного материала. Как следствие этих качеств, у человека формируется прогрессивное мировоззрение, вырабатывается умение применять свои знания на практике, в повседневной жизни. Таким образом, учение – это не только умножение знаний, это формирование личности подростка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Будьте добры подписать свою фамилию и имя под комментарием :)